Основные признаки токсичной рабочей среды
Некомфортная атмосфера на работе – явление достаточно распространенное. Мы устаем, злимся на коллег и начальников, спорим и нервничаем. Как ни парадоксально, все это естественно и с этим можно жить. Хуже всего, когда на работе начинаешь чувствовать себя больным – так действует токсичная обстановка.
Конечно, атмосфера компании зависит от отношения руководства, компетентности, корпоративной культуры и этики. Большую роль играет также человеческий фактор: каждый работник несет в рабочем коллективе свои свойства характера. Недружественное, отрицательное поведение даже одного коллеги, особенно если он наделен качествами лидера, может привести к нежелательным последствиям: деморализации в коллективе, снижению энтузиазма и производительности.
В данной статье расскажем о признаках токсичной рабочей среды. Если заметили совпадения, значит стоит задуматься и сделать решительные шаги к переменам.
Текучесть и частота смены кадров
Текучесть кадров в компании свидетельствует о нездоровой рабочей атмосфере. Да, люди могут увольняться по многим причинам, но если наблюдается частое изменение кадров, это тревожный симптом. В компаниях, где проводится работа по совершенствованию психологического комфорта работников, текучесть кадров невысока. Там, где данный фактор игнорируется, наблюдается миграция кадров. Люди увольняются, не желая работать в нездоровых условиях.
Неправильное отношение к конфликтам (игнорирование или поощрение)
Здоровая конкуренция полезна, иногда даже необходима. Но когда руководство берет конкурентные конфликты за мотивацию к производительности, сознательно сводя в конфликте работников, среда становится токсичной.
Отсутствие возможности вертикального роста
Карьерный рост, возможность повышения дохода – первоочередные цели самодостаточного человека. Энтузиазм и креативность, поддержанные мотивацией, побуждают желательно продуктивно работать. Но все же в некоторых компаниях со стороны руководства есть случаи игнорирования усердия работников. Если человек добросовестно работает несколько лет на одном месте, имеет заслуги, накопленный опыт, но руководство не хочет слушать о повышении или увеличении зарплаты, стоит поискать новое место работы. С возможностью развития и перспективой.
Отсутствие психологической безопасности
Общение в токсичной рабочей среде может проявляться в виде критических замечаний, сплетен, деструктивных споров. Нежелание коллег помогать, откровенные обиды и агрессия и тому подобное не оставляют сомнений в оскорблении. Если ваши главные ассоциации с офисом – ненависть, сильная усталость, истощение, нежелание идти на работу, значит ваша рабочая атмосфера неадекватна. И это прямой путь к эмоциональному выгоранию.
Постоянная путаница с обязанностями и неуважение к личному времени
Отсутствие делегирования рабочих обязанностей, нехватка кадров (и нежелание руководства их нанимать), высокая рабочая нагрузка и т.д. могут привести к чрезмерному использованию вашего ресурса и времени. Задержание на работе из-за сверхурочных задач, рабочие звонки в выходные свидетельствуют о том, что в данной компании не принято уважать свободное время работников.
Сомнения в собственной ценности
Даже отдавая работе все свои силы можно почувствовать обесценивание вследствие провоцирования или нездоровой критики со стороны руководства или коллег – таковы особенности токсичной среды. Вся правда в том, что не стоит брать негатив близко к сердцу и сомневаться в своей ценности. Здоровая критика оказывает положительное влияние на деятельность, мотивирует работать лучше, положительно сказывается на опыте. Отрицательные замечания не стоят внимания. Никакая работа и человек не могут заставить вас думать о том, что вы недостаточно компетентны или умны!
Изменение поведения (в частности, по мнению близких)
Если близкие люди замечают в вашем поведении изменения к лучшему, стоит к ним прислушаться. Ведь они сразу заметят нервозность, которая возникла из-за негативных отношений с коллегами/руководителем на работе. Следует задуматься, стоит ли эта работа таких изменений.
Элементарная усталость от токсичной рабочей атмосферы впоследствии трансформируется в ненависть, ментальные болезни и нежелание работать вообще. Поэтому современные прогрессивные компании тщательно следят за психологической атмосферой в коллективах, заботясь о производительности. Если появляется работник, который своим поведением влечет за собой конфликтные ситуации, его ставят на место, а в случае отсутствия обратной связи – вообще увольняют.
И если, оказавшись в токсичной рабочей среде, вы приложили все усилия, чтобы исправить ситуацию и ничто не сработало, пришло время искать новую работу. Зачем тратить свое драгоценное время на стресс.
Поделиться
Facebook
X
LinkedIn
Telegram
Tumblr
WhatsApp
VK
Почта